Блог

Как общаться с дизайнерами?

За нашу многолетнюю практику могу с полной уверенностью сказать, что правильно надо общаться не клиенту с дизайнерами, а дизайнерам с клиентами. Именно дизайнер или арт-директор должен уметь правильно организовать работу с заказчиком. И если работа построена в обратном порядке, то следует ждать неприятностей и подводных камней.

Заказчик, не являясь специалистом, в принципе не может поставить правильную задачу и оценить все риски связанные с разработкой. Он не может знать все специфические технические требования предъявляемые различным типам дизайнерского труда. У логотипа одни требования, у сайта другие, у журнальной продукции третьи, у рекламы на авто четвёртые, у рекламы на призматроне пятые, и так далее. Одно понятие “динамическая или статическая среда” может вызвать у заказчика состояние полного шока. А некомпетентный исполнитель может только всё ухудшить. И если исполнитель не будет правильно задавать вопросы, и вести проект в рамках оговорённых требований, не будет конкретен в решениях, то результат всегда будет очевиден.

В нашем проектном бюро взаимоотношения с заказчиками дизайна строятся на основании чётких методик отработанных годами. Основополагающим принципом которых является исполнение заказа в рамках одной единственной концептуальной модели. А теперь по порядку.

1. Брифирование и сбор информации

Клиент отвечает на наши вопросы, а мы разъясняем ему каждый пункт, пока он не будет понятен заказчику, приводим примеры и проговариваем каждый спорный момент.

Бриф построен не с целью собрать максимально-возможное количество ответов на вопросы в которых заказчик ничего не понимает, а с целью ограничить бесконечные возможности дизайнера в своём креативе.

На каждый тип заказываемых материалов существует отдельный бриф помогающий понять специфику разрабатываемых материалов не только дизайнеру, но и самому заказчику. Каждый бриф содержит минимальное количество вопросов.

Клиенту сразу разъясняется, что по итогам нашего труда будет предложен один концептуальный вариант, который будет точно соответствовать техническому заданию. Одно ТЗ — одна цена. Два ТЗ — две разные цены.

2. Прототипирование, эскизная разработка

Дизайнер, следуя точным инструкциям закреплённым в брифе, разрабатывает несколько креативных решений в рамках одной концептуальной модели. Если это не отдельный дизайн-продукт, а вёрстка каталога, например, то сначала согласовываются сетки вёрстки для всего блока.

После этого происходит анализ и сравнение его труда внутри проектного бюро. Как следствие выбирается лучшее решение, которое наиболее целостно отвечает требованиям технического задания. (Иногда их бывает несколько.) В выбранное решение вносятся коррективы на основания внутреннего мозгового штурма. И только после этого мы показываем его клиенту.

Этот вариант уже практически полностью соответствует техническому заданию заказчика и требует незначительных корректировок, например согласование точной цветовой гаммы и пантонов.

3. Согласование дизайна

Так-так предложенный вариант полностью соответствует заданию заказчика и представляет из себя законченную композицию, согласование практически всегда проходит гладко.

Иногда возникают незначительные корректировки. Либо идёт переосмысление технического задания и самой концептуальной модели. Тогда мы возвращаемся к первому этапу.

4. Подготовка технических файлов

Помимо того, что разработанный дизайн должен отображать все требования заказчика и концептуальной модели, он должен быть корректно подготовлен с технической точки зрения. Например, по итогам разработки логотипа, наши клиенты получают не один файл, а четыре: для пантонной печати, для цифровой печати, для экранного отображения, и монохромный вариант.

Для каждого дизайн-продукта мы предусматриваем все возможные варианты его использования, тем-самым страхуем заказчика от неожиданностей в дальнейшем использовании разработанных нами материалов.

Выводы о разработке коммерческого дизайна

Часто дизайнеры возмущаются желаниями заказчика “поиграть шрифтами”, “подвигайте левее-правее”, “сделайте больше-меньше”. Но я считаю, что это последствия некомпетентности самого дизайнера и арт-директора, который вёл проект. Клиент сразу должен понимать, что работа ведётся в строго-оговорённых требованиях, что ему предлагается лучшее решение из всех потенциальных. А дизайнер всегда должен помнить, что качество его труда сразу будет видно. И если он будет делать всё правильно, с точки зрения основных правил дизайна, то негативных ситуаций будет очень мало.

Основные правила достаточно просты: равномерное заполнение носителя элементами дизайна и их композиция; использование минимального количества цветов и форм (если этого не требует задание); минимальное количество используемых шрифтов; стремление к чистоте, простоте и лёгкому восприятию. Будьте точны, кратки, фиксируйте все договорённости, точно следуйте инструкциям, и будет всем счастье.

Дизайн – это, не абстрактное нечто, это – правильное техническое задание и грамотное ведение проекта.